В Китае обсудили возможности и перспективы семейного бизнеса страны

В Китае обсудили возможности и перспективы семейного бизнеса страны

Доклад, посвященный всеобъемлющему анализу истории становления и развития семейных предприятий Китая, а также их нынешнего состояния был представлен и обсужден в Пекине. В этом первом в своем роде документе отмечается, что семейный бизнес, уже ставший важной движущей силой социально-экономического развития страны, тем не менее сталкивается с несколькими серьезными проблемами, такими как вероятность закрытия всего через пару лет и трудности с поиском достойного преемника, способного продолжить семейное дело.

Семейная форма предприятия довольно широко распространена в частном секторе китайской экономики, указывается в докладе, который был подготовлен Исследовательским центром Всекитайской ассоциации промышленников и торговцев совместно с Университетом имени Сунь Ятсена, Чжэцзянским университетом и одной из самых известных семейных фирм Сянгана — лидером по производству соусов и приправ «Ли Кум Ки». Согласно итогам исследования 2010 года, до 55 процентов всех действующих в Китае частных предприятий — это семейные фирмы в узком смысле, а в широком — их доля превышает 85 процентов. Самое большое количество семейных предприятий отмечается в Восточном Китае, а уровень их концентрации наиболее высок в обрабатывающей промышленности.

Как рассказывают авторы доклада, появление основной части семейных предприятий современного Китая связано с политикой реформ и открытости. За период с 1978 года они прошли путь, практически соответствующий процессу открытия национальной экономики. Если, к примеру, в 1996 году почти все занимались общепитом, то в 2009 году представители семейного бизнеса уже перестали быть редкостью в таких сферах, как оптовая и розничная торговля.

Со своими растущими масштабами, объемами инвестирования, сбыта и чистой прибыли, количеством персонала семейный бизнес играет «незаменимую роль» в развитии рынка, стимулировании инвестиций, увеличении налоговых доходов и расширении экспорта, признают специалисты.

Однако и вызовы, стоящие перед ними, по мнению специалистов, — отнюдь непустяковые. В дальнейшем не менее трех четвертей предприятий могут столкнуться с проблемой отсутствия преемника, предсказывают авторы доклада. Дело в том, что сегодня далеко не все дети предпринимателей горят желанием принять бизнес от отцов. Так, свыше 40 процентов из опрошенных 1014 предпринимателей старше 50 лет хотят передать дело в руки своих детей, тогда как из тех только 35 процентов готовы к этому, а у 31 процента такого желания нет вообще.

Это стало и одной из причин того, что часть предприятий вынуждена прекратить свое существование всего через пару лет. Согласно опросу 2010 года, продолжительность «жизни» предприятий частного сектора в среднем составляла 9 лет, что, между тем, значительно лучше ситуации в 1990-х, когда свыше 60 процентов данной категории предприятий объявляли банкротами или закрывались менее чем через 5 лет после своего создания. Для сравнения: в европейских странах и Японии данный показатель составлял тогда 12,5 года.

Предстоящие 5-10 лет будут ключевым периодом для китайского семейного бизнеса в плане передачи-приема эстафеты, сказал заместитель председателя Всекитайской ассоциации промышленников и торговцев Чжуан Цуншэн. Он пообещал активно заниматься поиском положительного опыта для того, чтобы владельцам семейных фирм было бы чему поучиться.

About the Author:

Leave A Comment